Интервью 10 октября 2019

Связка гродненских форвардов на старте сезона феерит в высшей лиге. Кто эти парни?

Алексей Фурса и Никита Бастрыкин идут по графику почти три очка за матч – Hockey.by знакомит читателей с юными бомбардирами.
Нападающие Алексей Фурса и Никита Бастрыкин в 12 матчах на старте сезона намолотили уже 58 (24+34) очков на двоих. Впечатляющая результативность форвардов помогает «Неману-2» быть в числе лидеров по заброшенным шайбам и делить с «Минскими зубрами» первое место в турнирной таблице высшей лиги. Hockey.by подробнее разузнал о юных гродненских страйкерах. 
Лучшим бомбардиром «вышки» является Алексей Фурса, настрелявший уже 32 (15+17) результативных балла. Он – младший в этой связке, родился 25 апреля 2001 года. 

В активе Никиты Бастрыкина 26 (9+17) очков. В прошлом сезоне он привлекался на 4 матча в основу «Немана», где отметился голевым пасом в экстралиге «А». Никита почти на год старше Алексея, он появился на свет 14 мая 2000-го. 

Бастрыкин был одним из лидеров «Немана-2» уже в прошлом сезоне, когда гродненцы выиграли золото высшей лиги. Но большинство ключевых игроков чемпионского состава были постарше и уже покинули команду, кто-то из них пробует свои силы в экстралиге. 

Фурса часть прошлого сезона провел в экстралиге «Б» в составе юниорской сборной (U18) Беларуси, где заработал 8 (4+4) баллов в 18 матчах. Но на ЮЧМ-2019 не попал. В «вышке» в «Немане-2» в прошлом году он был хотя и не на заглавных ролях, но все равно хорош – 35 (11+24) очков в 33 встречах. 

Нынче же он – форвард первого звена и лучший бомбардир турнира. 

Алексей Фурса и в детские годы выделялся среди ребят 2001 года рождения, его привлекали на матчи с командой 2000-го. Еще тогда тренеры иногда ставили его в звено к Никите Бастрыкину. Объединяли их и в юниорской гродненской команде-1999/2000. Но до нынешнего сезона в одной тройке парни играли нечасто – только если кто-то болел или возникали другие проблемы с составом. 

«Наверное, как-то ментально мы подходим друг другу» 

- Уже в то время у нас хорошо получалось вместе, - рассказывает Никита Бастрыкин. - С Алексеем было легко сыграться. Думаю, и ему со мной было просто. Но нынешнего уровня взаимопонимания достигли только в этом году. У нас в тройке есть еще один Леша – Малиновский. Они с Фурсой играли вместе с детства, в команде своего возраста. У них «химия» была давно, и вот теперь меня к ним добавили. Удалось хорошо вписаться.

Алексей Фурса вспоминает, что в детстве, когда его привлекали в команду старшего возраста, Бастрыкин взял над ним шефство:

- Поначалу было страшновато немного, волновался. А Никита был лидером команды. Он помогал, подбадривал. Не было такого отношения: «А, малой…». Не «душил», помогал влиться в коллектив, почувствовать себя своим среди старших. С ним приятно было выходить на лед, бились друг за друга. Быстро освоился, привык к новым скоростям. Уже тогда мы с Бастрыкиным стремились играть в умный хоккей. Рядом с ним быстрее взрослел в хоккейном плане. Можно сказать, что он стал для меня вторым тренером, много подсказывал. С тех пор стали друзьями даже вне льда. Это помогает, потому что ты знаешь, как партнер поведет себя в той или иной ситуации, откроешься, клюшку поставишь. Представляешь, что он может, а что – нет. 

Бастрыкин уверен, что в результативной игре их звена очень большая заслуга Алексея Малиновского (он сверстник Фурсы и родился 10 июня 2001-го): 

- Выигрывает много силовой борьбы в зоне атаки, из-за этого мы больше владеем шайбой на половине соперника, получаем больше времени и пространства. 

Малиновский крупнее нас будет, хотя по росту мне чуть и уступает. Такой жилистый, крепкий, всегда заряжен на борьбу. А статистика у него сейчас наверняка была бы повыше, если б не пропустил 4 матча из-за травмы. Но вообще я отмечу всю нашу пятерку, в том числе и защитников. У нас все сбалансировано, у каждого свои роли. Кто-то больше умеет побороться, кто-то передачу отдать, кто-то - завершить. 

Тренер Александр Супрун, создавая перед сезоном ударное звено, мнением ребят не интересовался. 

- Ни в одной команде такого не встречал, чтобы тренеры у игроков спрашивали, – отмечает Никита Бастрыкин. - Я думаю, что он может видеть, кто как с кем общается вне льда и на основании этого делать выводы, сыграются ли те или иные ребята в одной тройке. Мы с Лешей Фурсой очень хорошо контачим, у нас есть общие темы. Наверное, как-то ментально мы подходим друг другу. После матчей любим обсуждать игровые моменты. Делимся наблюдениями о том, что увидели в других матчах, например, главной команды «Немана». Подмечаем что-то в действиях известных игроков и пытаемся применить это в своем звене, пробуем сначала на тренировках, а потом в игре. 

Общие интересы вне льда? Ну всей нашей тройкой учимся в университете в Гродно. Правда, на разных факультетах. У меня специальность «транспортная логистика», Фурса на физтехе учится. Но есть преподаватели общие, вот их и обсуждаем :) К частым пропускам занятий в университете относятся с пониманием, мы ведь помогаем вузу выполнять медальный план :) 

Тем не менее, по словам Алексея Фурсы, учеба в университете отнимает много времени. Говорит, что когда в школе учились, возможностей для общения было больше. 

Об импровизации 

Ребята отмечают, что тренеры оставляют им простор для творчества, но не вблизи своих ворот. 

- Есть определенные схемы, но нет такого, чтобы нельзя было импровизировать. применить что-то свое. У нас вся игра в тройке строится по принципу «отдал-открылся». Из-за этого получается держать шайбу в зоне атаки, комбинировать, забрасывать. Мы всегда играем по схеме, которую предлагает тренер. Но хоккей – такая игра, где ситуация может быстро поменяться, надо оперативно принимать верное решение, и в некоторых моментах оно может отличаться от того, что изначально нарисовал тренер, - поясняет Никита Бастрыкин. 

Это подтверждает и наставник Александр Супрун:

- Парни стремятся играть в умный хоккей, комбинируют, стараются не отбрасываться. Разрешаю ли отступать от схем в зоне атаки? Почему нет? Если это приносит результат. Но в средней зоне и у своих ворот все должно быть строго. 

У нас есть разные наработки в атаке. Но все ситуации не предусмотришь, поэтому без импровизации не обойтись. Парни с головой, что-то придумывают, свое добавляют. Мы много разговариваем со всей тройкой, разбираем моменты, обсуждаем до тренировок то, что собираемся наигрывать. Потом исполняем на льду. Если что-то не пошло, то вносим изменения, что-то исправляем. Ребята - игровички. Приятно с ними работать. 

«Нельзя кого-то жалеть из-за того, что он твой друг» 

Несмотря на хорошие отношения и дружелюбную атмосферу в коллективе, на тренировках места для сантиментов нет. 

- На площадке у нас нет друзей, даже на тренировках нельзя расслабляться, кого-то жалеть из-за того, что он твой друг. Это нужно для того, чтобы мы росли как профессионалы. 

Не должно быть такого, чтобы кто-то обижался из-за того, что против него сыграли «в тело». Нормально, когда люди вышли со льда, похлопали друг друга по плечу: «Извини, что жестко сыграл». 

Ну и еще что касается общения вне льда, то в команде не должно быть деления по группам. Желательно всей командой как-то собираться, - считает Алексей Фурса.

Форвард также рассказал, в чем разница между обстановкой в «Немане-2» и сборной U18, где он побывал в минувшем сезоне. 

- В сборной более жесткая борьба за место в составе, свое право на него нужно доказывать каждый день и на льду, и «на земле». Больше условий для развития и подготовки, но и строже режим. В быту нельзя косячить. За всем этим был контроль. Но в то же время ты понимаешь, что это твой каждодневный рост как спортсмена, и в каждом моменте достаешь из себя максимум, потому что знаешь, что в противном случае каждый день может стать для тебя здесь последним. 

«Тренер молодежной сборной сказал, что физически слабоват и нет таланта» 

Не попав весной на юниорский чемпионат мира, летом Алексей Фурса побывал на сборе «молодежки», однако долго там не задержался. Но нападающий не унывает и пояснил, как справляется с не самыми приятными ситуациями в карьере. 

- Когда был определен состав на юниорский чемпионат мира, главный тренер сборной Евгений Есаулов сказал, что физически не дотягиваю. Но еще в предыдущие вызовы он говорил, что работаю в правильном направлении, призывал не расстраиваться и продолжать трудиться. 

Всегда обидно, если отцепляют. Но я не падал духом, потому что знал, что сделал все, что в моих силах. 

Сейчас работаю над своими недостатками. Тренеры в «Немане-2» помогают, подсказывают, как набрать вес, улучшить свои качества. По поводу своих небольших габаритов не расстраиваюсь. Значит, должен брать другим – скоростью, например. 

Держу ли в уме молодежную сборную? Был летом на сборе с командой U20. Но не получилось закрепиться. Главный тренер «молодежки» Дмитрий Дудик сказал, что физически слабоват, и что нет таланта. В таких случаях начинаешь злиться на себя, и это дает очень сильный толчок к тому, чтобы начать работать еще больше, доказать не только себе, но и списавшим тебя тренерам, что достоин большего. 

Тренер «Немана-2» Александр Супрун не осуждает выбор Дмитрия Дудика. Но, похоже, с ним не согласен. 

- У Дмитрия Дудика свое видение команды. В соответствии с ним он и подбирает игроков. Его решение по поводу Алексея Фурсы мне сложно понять. Насколько я понял, он принял его по итогам всего одной тренировки на льду во время предсезонки. Не могу понять, как можно таким образом определить способности игрока. 

«Молодежной сборной карьера ведь не заканчивается» 

К Никите Бастрыкину со стороны тренеров молодежной сборной интереса вообще не было – ни в прошлом сезоне, ни в этом. Не играл он и за юниорскую сборную, хотя в кэмпы U17 и U18 когда-то привлекали. Но меньше любить хоккей от этого форвард не стал. 

- Есть ли шанс, что на наше звено обратят внимание в штабе «молодежки»? Если честно, особо об этом не задумываюсь. Наверное, туда вызывают лучших. Видимо, сейчас среди сверстников я не в этом числе. Чего не хватает? Наверное, всего по чуть-чуть: где-то скорости, где-то навыков силовой борьбы, качества броска. 

В детском и юношеском хоккее все развиваются разными темпами. Когда-то парней вызывали в сборную U17, а сейчас они вообще уже не играют, у кого-то угасает интерес, кто-то по здоровью заканчивает. Зато сейчас в сборных есть те, на кого раньше особо не обращали внимания. 

У каждого свои особенности развития, свой путь. Взять того же нападающего гродненского «Немана» Пашу Боярчука. Он никогда не был ни в юношеских, ни в молодежной сборных, а с 25 лет стал привлекаться в национальную команду. 

Есть ли желание попасть на домашний МЧМ? Конечно! Каждый игрок стремится попасть в сборную. На тренировках и матчах стараюсь выкладываться по-максимуму. А там уже тренерам решать, нужен ли им такой игрок. 

Не сказать, что я совсем не расстроюсь, если не попаду в молодежную сборную, но приму это с пониманием. Это жизнь, надо двигаться дальше. Карьера ведь не заканчивается. И интереса к хоккею у меня от этого меньше не станет. Если работать, то все придет, просто надо еще больше стараться, - уверен Бастрыкин. 

«Когда парни взрослеют, начинаются гулянки» 

Алексей Фурса тоже убежден, что пробиться наверх поможет упорный труд. Нападающий порассуждал о том, какие факторы мешают развитию молодых хоккеистов: 

- Когда парни взрослеют, начинаются гулянки. Некоторые в раннем возрасте звездятся. Когда они много забивают, то часто считают, что так пойдет и дальше. И, думая, что они в порядке, останавливаются. И в то же время другие люди за счет своей работы и самоотдачи опережают их и отодвигают в тень. А догонять с каждым днем становится тяжелее. Упасть в яму легко, а выбраться из нее в два раза тяжелее. Время убегает очень быстро. Но многие спохватываются и осознают это слишком поздно. 

«Ребята переросли высшую лигу – это однозначно» 

Тренер «Немана-2» Александр Супрун вспоминает, как в межсезонье создавалось ударное звено и уверяет, что парни уже сейчас переросли высшую лигу. 

- Бастрыкин и в прошлом году играл в центре первого звена. И уже тогда мы прикидывали, что в новом сезоне поставим к нему Алексея Фурсу и Алексея Малиновского. Жаль, у Малиновского сейчас травма, в разных матчах его заменяли Егор Стрелковский и Андрей Джурка.

Чем хороша связка Фурсы и Бастрыкина? Здесь в порядке все звено. Есть взаимопонимание, ребята нашли «химию», видят друг друга, чувствуют. На них держится все большинство, где они тоже набрали немало очков. 

Не стал бы как-то выделять каждого из них в отдельности. Просто парни стараются. Трудяги, лошадки, которые работают изо дня в день. Я уже шесть лет в фарм-клубе «Немана», и все эти годы они были у меня на виду. 

Не очень внушительные габариты ребят? Не считаю это большой проблемой. 

Антропометрия самого грозного звена высшей лиги:

- Никита Бастрыкин (рост 182 см, вес 77 кг)

- Алексей Фурса (175 см, 70 кг)

- Алексей Малиновский (180 см, 82 кг).

Мы очень много работаем над «физикой», - продолжает Александр Супрун. - Тот же Фурса, хотя и небольшого роста, но коренастый, хорошо держит борьбу. Плюс над скоростью мы работаем. 

Вес Бастрыкина? Если бы в этом возрасте он у него был больше, то, может, он так бы хорошо не двигался? 

Ребята переросли высшую лигу – это однозначно. Но не бросают работать и ждут своего момента, шанса. Мы разговаривали и с главным тренером «Немана» Сергеем Михайловичем Пушковым. Он держит их в поле зрения. И чтобы на них обратили внимание, парни не должны останавливаться. 

«Для экстралиги «А» надо физически окрепнуть» 

Сами форварды морально готовят себя к переходу на следующий уровень и представляют, в чем нужно прибавить, чтобы освоиться в экстралиге.

- Как показывает практика, ребята из прошлогоднего «Немана-2» играют в экстралиге и неплохо себя показывают. Например, в «Лиде», - говорит Никита Бастрыкин. - Игорь Козячий и Никита Орлов уже в прошлом сезоне почувствовали взрослый хоккей, когда и тренировались, и играли в экстралиге за «Неман». Эрик Аблажевич и Артур Буяк после высшей лиги тоже, на мой взгляд, неплохо влились во взрослый хоккей. Хотя, наверное, им было тяжело на предсезонке. 

Думаю, высшая лига – неплохой плацдарм для подготовки к экстралиге. Два года назад в «вышке» были другие возрастные лимиты, и она была сильнее, сейчас же турнир омолодился. А чтобы освоиться в экстралиге «А», надо физически окрепнуть. В этом компоненте здесь большая разница. Ну и все быстрее делать придется – думать, двигаться, принимать решения. 

В прошлом году я тоже был немного в «Немане», сыграл там три матча. Нас привлекали, чтобы мы посмотрели, как нужно готовить себя к играм и тренировкам, чтобы почувствовали разницу в уровнях, потому что там на занятиях было намного тяжелее. Увидели, к чему нам стремиться, поняли, чего нам не хватает.  

Не было ли мыслей попробовать себя за океаном? Туда в основном попадают те, кто засветился на чемпионатах мира. В других случаях это, скорее всего, платные лиги, этот вариант не по карману. 

Алексей Фурса дополняет: 

- В экстралиге «А», помимо скоростей, нужно держать силовую борьбу, быть собранным, не «развалиться» у борта, когда тебя встретят в тело. Что касается возможности испытать себя океаном, то хочется посмотреть, на что я способен. Но пока такого шанса не предоставлялось, поэтому надо работать над собой. 

Тренер «Немана-2» Александр Супрун считает, что в «вышке» можно подготовить хоккеиста для экстралиги:

- Понятно, что ключевые игроки прошлогоднего чемпионского «Немана-2» на лидирующие позиции в главном «Немане» пока не тянут, хотя их и подключали к играм и тренировкам в экстралиге. Поэтому руководство решило, что им лучше получать практику в «Лиде». И мне кажется, что в этом году парни не портят там картины. Это говорит о том, что и в высшей лиге можно вырастить хоккеиста для экстралиги. 

В прошлом году в «вышке» изменили возрастной лимит, турнир омолодился и его уровень подравнялся. В том сезоне до последнего за плей-офф бились 10 команд, и до последних туров было непонятно, кто попадет в восьмерку. В этом году, наверное, будет то же самое. А для тех ребят, кто не подходит для «вышки», появился шанс проявить себя в экстралиге «Б».

В этом году в фарм-клубе «Немана» только гродненские хоккеисты. Проблем с жильем не испытывают, все живут дома. Питание клуб предоставляет три раза в неделю. В остальное время игроки едят дома или берут с собой пищу на тренировки в контейнерах.

В высшей лиге у парней уже есть зарплаты, хотя и невысокие.

- Куда трачу? Вот договорился с родителями, что возьму на себя квартплату, коммунальные услуги, - говорит Никита Бастрыкин. - Продукты могу купить. Ну и хоккейные принадлежности приобретаю по мелочам. Когда я начинал заниматься хоккеем, родителям приходилось покупать форму, и это было довольно накладно. Сейчас ситуация с формой получше, в Гродно ее выдают даже командам младших возрастов. Хотя в других городах Беларуси, знаю, не полностью обеспечивают формой даже в фарм-клубах экстралиги.

- Когда отец привел меня в хоккей, то набора 2000 года рождения еще не было, и меня определили к детям 1998-го. Тренером тогда был Алексей Владимирович Глызин, потом пришел Сергей Юрьевич Головинов, при нем я стал больше играть, попадать в состав. Но когда у ребят 1997-1998 годов рождения начался переходный возраст, я стал отставать физически, потому что был младше на пару лет. И перешел в команду 2000 года рождения, которую тренировал Александр Михайлович Король, - вспоминает Никита Бастрыкин.

У Алексея Фурсы в детских командах тренером был Дмитрий Ничиухин, потом Сергей Олиев подключился. А в команде 2000 года – Андрей Тонкоблатов и Александр Король.

- С Алексеем Малиновским играем вместе с детского возраста, - рассказывает Алексей Фурса. - Как-то поехали с ним на турнир в Электренай по 2000 году, на юношеское первенство Литвы. И там как будто по щелчку стали хорошо с ним ладить. В тех соревнованиях были команды из Литвы, из российского Калининграда. Неплохой уровень, в финале бились с Электренаем до двух побед. Новый опыт, страна. Увидел, как другие играют. Соперники были более старшего возраста, это тоже хорошая школа. Именно после того турнира у нас и образовалась связка с Алексеем Малиновским, которая сохраняется до сих пор. А теперь с нами еще и Никита Бастрыкин.

Прямо сейчас ребята лучшие в высшей лиге, но вполне возможно, совсем скоро засверкают и на взрослом уровне.

Текст: Сергей Вишневский https://hockey.by